10 частых ошибок при съёмке видео на смартфон

Для того чтобы снять хороший видеоролик, не обязательно покупать дорогое профессиональное оборудование. Достаточно взять смартфон, мобильный штатив и микрофон, установить несколько специальных приложений для съёмки, монтажа и обработки — этого набора достаточно, чтобы качество материала было близко к профессиональному.

Об этом Марат Садыков, опытный продюсер, журналист, оператор-монтажёр, рассказал участникам тренинга по съёмке и монтажу видео на мобильных устройствах. «Новый репортёр» поговорил с тренером и составил список 10 самых распространённых ошибок при подготовке, съёмках, монтаже и обработке видео.

1. Плохой звук

Плохой звук при съёмке, особенно во время интервью, когда человека невозможно слушать, — это беда. Зритель не будет смотреть такой ролик. Это решается при помощи внешнего микрофона и контроля звука. Специальный разветвитель, в котором в один разъём вставляется микрофон, а во второй — наушник, позволит прослушивать качество звука во время съёмки. Если такой возможности нет, надо сделать тестовую запись. Если всё хорошо, пишем дальше. Если у вас нет даже микрофона, а записать нужно, найдите для съёмок максимально тихое место. Обратите внимание, чтобы не было фоновых шумов: кондиционеров, кофемашин, музыки.

2. Нечитаемые титры

С титрами бывает много проблем. Во-первых, оформление и дизайн: цвет не должен быть слишком ярким, он должен легко восприниматься — крупные буквы и минимум текста. Чтобы глаза успели считать информацию с титров, не углубляясь в чтение. То есть зритель смотрит на картинку, но краем глаза видит и понимает текст. Главное правило: одна мысль — одно предложение. Предложения должны быть очень ёмкими: четыре-пять слов. Шрифт должен быть понятен, быстро читаем. Проверяйте на себе: успеваете ли вы прочесть или нет.

3. «Дышащие» кадры

Это ошибка при съёмке, когда «скачут» яркость (то ярко, то темно) или фокус (то чётко, то расплывчато). Это бывает из-за того, что вы снимаете видео в автоматическом режиме. Но и решается этот вопрос очень просто: нужно скачать приложение. Для смартфонов на Android есть Open Camera, для IOS есть ProMovie. Они позволяют заблокировать яркость и фокус во время съёмки. Кадр никак не будет меняться. Некоторые смартфоны уже выпускаются со встроенной функцией блокировки.

4. Отказ от штатива или электронного стабилизатора

Трясущийся кадр — это плохо в принципе, но главным образом по двум причинам. Во-первых, очень тяжело смотреть. Во-вторых, видео воспринимается как непрофессиональное. Всегда используем штатив или электронный стабилизатор. Возможно, ваша камера на смартфоне уже поддерживает стабилизацию. В таком случае не забывайте ее включить. Тряска камеры допустима только в экстренных случаях: теракт, пожар, когда корреспондент вынужден бежать и что-то снимать на ходу. Тогда тряска будет нормально восприниматься. Если же мы снимаем какое-то спокойное событие, нужно обязательно использовать штатив.

5. Нарушение динамики монтажа

Иногда появляются ролики со слишком динамичным монтажом на такую тему, где это совсем не нужно. Если вы снимаете видео про экшен, спорт, экстрим, там допустим динамичный монтаж. Если же это концерт симфонической музыки, то там неприемлема излишняя динамика. Это будет смотреться глупо. В мобильном captiоn-видео приветствуется крупный план. Их нужно снимать как можно больше. Что-то, что говорит либо о профессии героя, либо о ситуации, либо о чувствах. К примеру, вы снимаете историю сапожника. У сапожников обычно большие, крепкие, огрубевшие, немножко скрюченные пальцы. Они сразу расскажут о человеке очень многое. Глаза, руки — это всегда хорошо смотрится.

6. Начало, середина и конец видео

Зритель принимает решение — смотреть ему видео или нет — за несколько секунд. Он листает ленту и останавливается на публикации, если увидел что-то интересное. Поэтому первый кадр обязательно должен быть цепляющим. Про него всегда нужно думать. Если у нас первым кадром стоит какое-то заседание с общего плана, зритель надолго не задержится. Поэтому интересное начало, хорошая середина и логическое завершение — это три столпа, на которых держится классный материал.

7. Нарушена логика материала

Иногда авторы не ставят чёткую тему в своих материалах, потому что у них самих нет понимания, о чём должен рассказывать ролик. Тема может быть обширна, но для видео её нужно конкретизировать. К примеру, буллинг подростков в школе. Нужно взять какое-то одно направление. Допустим, историю парня, пережившего травлю. Что с ним произошло? Как он её пережил? Кто ему помог? Любые истории должны показываться через человека — как это на нём отразилось и что из этого получилось. Любая новость, любая информация будет интересна людям, если они поймут, как это отразится на их жизни. Поэтому логика рассказа должна быть достаточно узкой, с чётким месседжем.

8. Длинные синхроны

Для caption-видео, для репортажей существуют определённые стандарты. «Говорящая голова» в кадре дольше 20 секунд уже не смотрится. Это тяжело воспринимать на слух. Поэтому если синхрон получается длиннее, его лучше перекрыть кадрами — пусть спикер говорит дальше, остаётся голос, но меняется картинка. Важно заранее составить сценарный план материала, понять, о чём именно будет ваш ролик. Когда мы приходим на съёмки интервью неподготовленными, мы не знаем, что нам скажет спикер, как это будет, чего мы вообще от него хотим. Нужно заранее подготовить спикера. Объяснить, что мы не можем ставить длинные интервью. Задавать вопросы таким образом, чтобы спикер на них ответил так, как нам нужно. Это, конечно, большое искусство — брать интервью, но нужно тренироваться.

9. Искажение реальности

Монтаж — это такая вещь, которая может поменять восприятие на 180 градусов. К примеру, вы приехали на съёмку в дом. Видите, что здесь всё плохо, он практически разрушен. Но вам внезапно говорят, что нужно снять, как здесь хорошо. Вы можете выбрать более-менее приличные кадры. И показать, что здесь всё не так плохо. Это уже манипуляция. То же самое можно сделать и для того, чтобы очернить. Допустим, вы снимаете дом, в котором течёт труба. Может быть, она вообще впервые сломалась, но приехали журналисты, отсняли крупным планом трубу, которая течёт. Зато не показали дом целиком. Это тоже странно. Нужно соблюдать баланс. Понимать, что съёмка и монтаж могут искажать реальность.

10. Нарушение этики

Этические принципы должны быть у любого человека, который создаёт контент. Вы должны понимать, что детей без разрешения родителей снимать нельзя. Человека, который находится в состоянии аффекта, — тоже. Мы берём на себя ответственность за своего героя. Может быть, вам даже дали согласие на съёмку. Но если вы видите, что человек не может сейчас трезво оценивать ситуацию, — лучше откажитесь. Ведь ваш герой может потом об этом пожалеть. Нужно быть человечным. Не просто снимать, а думать: как это отразится на моих героях? Не будет ли им плохо потом?

newreporter.org

Пікір үстеу

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған